[ Регистрация · Главная страница · Вход ]
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Модератор форума: Shaggy  
Логово Серого Волка. Форум » Волки » Образ волка в культуре » Волк по словарю языческой мифологии славян (Волк, Хорт — одно из наиболее мифологизированных животных.)
Волк по словарю языческой мифологии славян
revo Дата: Понедельник, 14-Янв-2008, 20:25:42 | Сообщение # 1    
Сообщение отредактировал(а) revo - Понедельник, 14-Янв-2008, 20:26:42
Ранг:


Вес голоса:
Волк, Хорт — одно из наиболее мифологизированных животных. Близок по своим мифологическим функциям другим хищникам (ворону, рыси и особенно медведю) и тесно связан с собакой.

Согласно легендам, черт слепил ВОЛКА из глины или вытесал из дерева, но не смог его оживить. Оживленный Богом, ВОЛК бросается на черта и хватает его за ногу (см. Ольха). Хтонические свойства ВОЛКА (происхождение, связанное с землей, глиной, поверье о кладах, “выходящих” из земли в виде ВОЛКА) сближают его с гадами, особенно со змеей. Гады появились на свет из стружек от выстроганного чертом ВОЛКА.

ВОЛК объединяется с нечистыми животными, не употребляемыми и пищу, характерным признаком которых является слепота или слепорожденность. По некоторым украинским поверьям, волчица приносит волчат лишь раз в жизни, а принесшая потомство пять раз, превращается в рысь. Волчата выводятся там, где ВОЛК завоет во время пасхальной Всенощной, и их бывает столько, сколько дней пришлось в этом году на мясоед от Рождества до Великого поста.

Определяющим в символике ВОЛКА является признак “чужой”. ВОЛК соотносится с “чужими”, прежде всего с мертвыми, предками, “ходячими” покойниками и др. В некоторых заговорах от ВОЛКА говорится, что он бывает у мертвых на “том свете”, а при встрече с ВОЛКОМ призывают на помощь умерших. К “чужим” относятся также колядники и участники других обходных обрядов; поэтому, чтобы уберечься от ВОЛКОВ, их называют колядниками. Маски ВОЛКА встречаются в святочных или масленичных шествиях ряженых.

ВОЛК противостоит человеку и как нечистая сила: его отгоняют крестом, он боится колокольного звона, ему нельзя давать ничего освященного. Он может осмысляться и как инородец: например, стаю ВОЛКОВ называют “ордой”, в заговорах ВОЛКОВ называются евреями. С ВОЛКОМ связывают различные инородные тела: волк — название нароста на дереве или черной сердцевины в нем; наросты и опухоли на теле лечат волчьей костью или с помощью человека, съевшего волчатины. “Волчьей” символикой может наделяться каждая из участвующих в свадьбе сторон как чужая по отношению к противоположной: “волком” называют и дружину жениха, и всю невестину родню на свадьбе у жениха; в причитаниях “волками серыми” невеста называет братьев жениха, а в песнях родня жениха называет невесту “волчицей”. С ВОЛКОМ, ищущим себе добычи, символически может соотноситься и сам жених, добывающий себе невесту.

Волку присущи функции посредника между “этим” и “тем” светом, между людьми и нечистой силой, между людьми и силами иного мира. Задирая скотину, он действует не по своей, а по Божьей воле. Существует представление: “Что у волка в зубах, то Егорий (Перун) дал” (см. Георгий). Похищение ВОЛКОМ скота воспринимается нередко как жертва и сулит хозяину удачу.

Отношение ВОЛКА к нечистой силе двойственно. С одной стороны, нечистая сила пожирает волков: пригоняет их к человеческому жилью, чтобы потом поживиться волчьей падалью; дьявол ежегодно таскает себе по одному ВОЛКУ. ВОЛК “знается” с нечистой силой. Колдуны могут оборачиваться ВОЛКАМИ, могут насылать ВОЛКОВ на людей и скотину. С другой стороны, по велению Бога ВОЛКИ истребляют, поедают чертей, чтобы они меньше плодились. ВОЛК и сам может быть мифологическим персонажем — волком - оборотнем, или волколаком. Согласно поверьям, ВОЛКИ находятся в подчинении лешего (леший кормит их, как своих собак, хлебом), которого иногда и самого представляют в виде белого ВОЛКА. Чтобы задобрить лешего, пастух оставляет в лесу на съедение ВОЛКАМ одну овцу.

Обычно покровителем ВОЛКОВ и одновременно охранителем стад считают св. Георгия (Юрия, Егория), у западных украинцев — св. Михаила, Луппа, Николая, Петра и Павла. Широко распространены былички о человеке, подслушавшем, как хозяин волков (св. Юрии, царь волков) распределяет среди ВОЛКОВ их будущую добычу.

Для защиты скота от ВОЛКА соблюдают определенные запреты на действия и работы, связанные прежде всего с продуктами скотоводства (овечьей шерстью и пряжей, мясом скота, навозом), с ткацкими работами и острыми предметами. Не выполняют никаких работ в день св. Георгия и др., не дают ничего взаймы во время первого выпаса скота и вывоза навоза на поле; не прядут на святки; не отдают за границы села ткацкие орудия, не ставят изгородей в период между днями св. Юрия и св. Николая; не едят мяса в день св. Николая; не допускают половых сношений в последнюю ночь перед масленицей. Опасным считается и упоминать ВОЛКА, чтобы тем самым не накликать его (“Про волка речь, а он навстречь”), и поэтому используют другие названия для ВОЛКА: рус. “зверь”, “серый”, “кузьма”, “бирюк”, “лыкус”, укр. “скаменник”, “малий” и др.

Чтобы ВОЛК не съел пасущийся скот, кладут в печь железо в день св. Николая, втыкают нож в стол, в порог или накрывают камень горшком со словами: “Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока”. При первом выгоне скота с той же целью замыкают замки, посыпают печным жаром порог конюшни.

Для защиты от ВОЛКОВ используются заговоры, обращенные к лешему, к святым — повелителям волков, с тем чтобы они уняли “своих псов”. Характерные мотивы заговоров: просьба замкнуть пасть, зубы ВОЛКА замком, серебряными, райскими ключами, отсылание ВОЛКА к морю за белым горючим камнем, ограждение от него каменной стеной, угроза сунуть ВОЛКУ в зубы горячий камень и др. Чтение заговоров сопровождается сжиманием кулаков, смыканием зубов, втыканием топора в стену и т.п. Чтобы не встретить ВОЛКА, входя в лес, читают заговор “от злого зверя” или сорок раз говорят “Господи помилуй”. При встрече с ВОЛКОМ молчат, не дышат и прикидываются мертвыми или же, наоборот, показывают ему кукиш, отпугивают угрозами, стуком, криком, свистом. Иногда кланяются, встают перед ВОЛКОМ на колени, приветствуют или просят: “Здравствуйте, молодцы”, “Ваучица, матушка, памилуй меня”. Крестятся, произносят заклинания: “Хрест на мене, вовк вiд мене”, “Атвярни мене, Госпади, ат этага зверя”, “Воук, воук, гдэ ты буу, як Суса Хрыста роспыналы?”

Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть ВОЛКА часто служат амулетами и лечебными средствами. Волчий зуб дают грызть ребенку, у которого прорезываются зубы. Волчий хвост носят при себе от болезней. Нередко оберегом служит само упоминание или имя ВОЛКА. Так, о появившемся на свет теленке (жеребенке, поросенке) говорят: “Это не теленок, а волчонок”. Повсеместно ВОЛК, перебегающий дорогу путнику, пробегающий мимо деревни, встретившийся в пути, предвещает удачу, счастье и благополучие. ВОЛК, забежавший в деревню -- примета неурожая. Множество ВОЛКОВ сулит войну. Вой ВОЛКА предвещает голод, вой их под жильем — войну или мороз, осенью — дожди, а зимой — метель.

Лит.:

Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997. С. 122-159.

 Нет анкеты
Serene Дата: Вторник, 15-Янв-2008, 22:49:48 | Сообщение # 2    

Клан Теневых Волков
Ранг: Молодой волк

Постов: 342
Репутация: 114
Вес голоса: 4
очень инетересно.спасибо.

Как только на карту поставлены цели,
То ты механизм,а не банка с соплями.
Иди,не жалея ни душу,ни тело,
Дойди,не жалея и не вспоминая. (с)
- Клан Теневых волков
 Нет анкеты
revo Дата: Среда, 16-Янв-2008, 01:39:12 | Сообщение # 3    
Ранг:


Вес голоса:
Да не за что!!!
 Нет анкеты
Valsengam Дата: Вторник, 29-Янв-2008, 13:42:56 | Сообщение # 4    
Ранг: Молодой волк

Постов: 691
Репутация: 57
Вес голоса: 3
блин накотал телегу. good МОЛОДЕЦ

ГЛУПОСТЬ ЗА СОВЕСТЬ НЕ ПРИНИМАЮ ! ...
 Нет анкеты
Wind Дата: Пятница, 22-Фев-2008, 17:56:45 | Сообщение # 5    
Ранг: Волчонок

Постов: 267
Репутация: 21
Вес голоса: 2
очень интересная статья. было приятно читать. Но это уже христианизированная символика ВОЛКА.
В славянской мифологии ВОЛК - крайне положительное существо. Он - один из немногих животных, появившихся при самом сотворении мира. Достаточно знать, что у многих славянских племен были роды Волка и выходцы этих родов становились дружинниками и князьями. И самое интересное, тех людей, которые признавали Прародителя Волка своим предком, Волки на самом деле не трогали. Это крайне удивляло иностранных путешественников.
Есть у славян легенда о том, как они стали сеять хлеб. но посевы постоянно уничтожались зайцами и косулями, а самих людей притесняли соседи. тогда они поклонились Старшему из Волков и попросили их охранять. Волк согласился. Но люди стали грубыми и жадными, перестали уважать землю и своих друзей волков, чем рассердили Бога грозы - Перуна. такой грозой он грянул над виноватыми головами, что людям помстилось, что на них небеса падают. но главный страх был впереди: увидели люди, как неожиданный вихрь начал втягивать оскверненные колосья, уносить их далеко наверх, прямо в черную тучу. и век бы им не вспоминать святого хлебного запаха - но тут со всех четырех резвых лап подоспел к полю Волк. Перун! - сказал он громко. - Это я поле от косуль стерегла, оленей в лес прогоняла! Оставь мне на еду, сколько в зубах унесу! Не губи людей! услышал разгневанный Бог грозы мольбу Волка и позволил забрать, что поместится в пасти и отступил от поселения. убежал Волк с пучком спелых колосьев, и люди - делать-то нечего - пришли к нему по весне, начали просить зерна в долг для посева. клялись кормить Волка и весь его род, обещали и внукам то заповедовать. не все волки поверили, но те кто пришел к людям стали собаками. волк дал зерна людям. а с тех пор изображения собак и Волков сделались оберегами посевов. а Волка, отведшего от людей кару Перуна, Перун взял к себе на небо и Волк этот всегда сопровождает его колесницу. Перун дал ему крылья и назвал Симураном. Оттого говорят, что если весной по полю пробежит Симуран - жди хорошего урожая.
В этой легенде Волк - защитник человека. и на многих женских украшениях изображается волк. Волк изображался и на оружии чтобы его мощь и смелость перешли к владельцу оружия.
Лит.Мария Семенова "Мы-славяне!"(рекомендую почитать - интересно, а написано понятным языком)


SUUM MALUM CUIQUE
INTER ARMA LEGES SILENT
IMRERARE SIBI MAXIMUM IMPERIVMEST
 Нет анкеты
Настюха Дата: Пятница, 22-Фев-2008, 23:32:34 | Сообщение # 6    
Ранг: Волчонок

Постов: 257
Репутация: 20
Вес голоса: 2
Wind, я как раз ее сейчас читаю!!!=)) Точно, шикарнейшая книга. bye
revo, спасибо огромное за материал! Я такого еще не встречала.
 Анкета
THE_WOLF_CANINE Дата: Суббота, 23-Фев-2008, 13:33:52 | Сообщение # 7    
Ранг:


Вес голоса:
да спасибо очень интересно
 Нет анкеты
Anubis Дата: Воскресенье, 24-Фев-2008, 21:45:17 | Сообщение # 8    
Ранг:


Вес голоса:
спасибо за информацию, и за источник, Wind good
 Нет анкеты
Aviva Дата: Суббота, 12-Апр-2008, 10:31:25 | Сообщение # 9    
Ранг:


Вес голоса:
а я вроде где- то читала, там Пёс был а не Волк (не помню только где)

Ребята, а вы никогда не задумывались, что данный сайтик - попытка людей XXI века возродить древний тотем волка? wink

 Нет анкеты
Neyzi Дата: Среда, 09-Июл-2008, 11:50:12 | Сообщение # 10    

Клан Огненной охоты
Ранг: Влиятельный волк

Постов: 3015
Репутация: 314
Вес голоса: 6
Quote (Aviva)
Ребята, а вы никогда не задумывались, что данный сайтик - попытка людей XXI века возродить древний тотем волка?

Честно,не задумывалась))) В прочем я не против, а только ЗА :D


- Демон Ночи

Да здравствует раздвоение личности – кратчайший путь к душевному равновесию!
 Анкета
Элайна Дата: Среда, 09-Июл-2008, 23:53:08 | Сообщение # 11    
Ранг: Молодой волк

Постов: 389
Репутация: 154
Вес голоса: 4
revo, Wind, огромное спасибо вам за информацию!!! =))))))

 Анкета
Raksh@ Дата: Понедельник, 01-Сен-2008, 01:30:56 | Сообщение # 12    
Ранг: Волчонок

Постов: 11
Репутация: 23
Вес голоса: 2
Повторюсь, но СПАСИБО за информацию! Я обожаю историю Руси до крещения, стараюсь собирать всю информацию о культуре, веровании славян, вобщем всё-всё. И я обожаю волков. И вот совместив эти два увлечения ищу связь русичей с волками и понять где та грань с которой люди стали ненавидеть и бояться волков и приписали их к нечистой силе. Я рада каждой новой статейке. И меня очень радует тот факт, что ненависть к волкам русичам принесло христианство. Это чужая религия, а мы должны вспомнить о своих корнях и своей истинной культуре.
 Нет анкеты
ВераВолков Дата: Понедельник, 01-Сен-2008, 22:06:35 | Сообщение # 13    

Клан Огненной охоты
Ранг: Зрелый волк

Постов: 1377
Репутация: 200
Вес голоса: 4
хорошие сведения.

- Нет, Я не страдаю психическим расстройством - я им наслаждаюсь…
-Душа
 Анкета
Волчонок-анархист Дата: Четверг, 11-Сен-2008, 11:52:55 | Сообщение # 14    
Ранг:


Вес голоса:
Спасибо!за инфу
 Нет анкеты
kester Дата: Суббота, 20-Сен-2008, 19:47:29 | Сообщение # 15    
Ранг: Волчонок

Постов: 20
Репутация: 30
Вес голоса: 2
спасиб, много узнал)

если пишет что я на сайте, это ещё не значит что я на сайте.

 Анкета
Логово Серого Волка. Форум » Волки » Образ волка в культуре » Волк по словарю языческой мифологии славян (Волк, Хорт — одно из наиболее мифологизированных животных.)
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:
 
| Ёборотень 2006-2015 ;) | Используются технологии uCoz волк